Детская и возрастная психология

Детская и возрастная психология

  • By
  • Posted on
  • Category : Без рубрики

Социальная ситуация развития[ править править вики-текст ] На этапе дошкольного возраста социальная ситуация развития характеризуется распадом совместной деятельности ребенка со взрослым. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений посредством сюжетно-ролевой игры. В игре ребенок повторяет действия взрослых, посредством чего реализует тенденцию быть и действовать как взрослый. Постепенно расширяется круг значимых лиц, в который теперь входят сверстники как партнёры по игре. Посредством сюжетно-ролевой игры происходит развитие разнообразных сфер психической деятельности. Игра является формой социализации ребенка, способствующей ориентировке ребенка в социальных и межличностных отношениях. Эльконин выделял 4 линии влияния игры на психическое развитие ребенка [2]:

Периодизация психического развития

Для психологов, педагогов, родителей, врачей эта тема остается актуальной всегда, несмотря на многочисленные научные работы, публикации, исследования в этой области и собственный практический опыт. И снова приходят родители в психологическую службу за помощью. И каждый ребенок требует особого подхода, решения новой задачи, не похожей ни на какую другую.

Детская возрастная психология - наука, изучающая факты и закономерности психического развития ребенка:

Помимо тревоги, к расстр тревожного круга относят страхи, фобии, 9, ; Зинченко В. П., Моргунов Е. В., ; Мухнна В. С., егуш Л. А., ; Эльконин Д. В., , Детские страхи начинаются с глобального, воображаемого.

Современная психология делит 29 страхов на следующие виды: К навязчивым страхам относятся: Навязчивых детских страхов сотни и тысячи; все, безусловно, перечислить невозможно. Эти страхи ребенок испытывает в определенных, конкретных ситуациях, боится обстоятельств, которые могут их за собой повлечь [8, с. Масляная выделяет две основные задачи психопрофилактических мер по проблеме детских страхов: Основные задачи психопрофилактических мер по проблеме детских страхов.

Масляная, предлагая осуществлять с детьми комплексный подход в применении психопрофилактических мер, выделила его аспекты рис. Аспекты психопрофилактических мер по проблеме детских страхов. страхов значительно меньше у детей, имеющих возможность общения со сверстниками. Поэтому основными задачами работы по профилактике страхов у детей являются:

Фрейду, развитие личности соответствует психосексуальному развитию человека. Движущей силой развития личности является врожденная энергия либидо сексуальная энергия. На каждой стадии развития он приобретает определенное кач-во личностное новообразование , которое фиксируется в структуре личности и сохраняется в послед. Личность развивается благодаря включению в различные социальные общности. Интеллектуальное развитие обеспечивает адаптацию ребенка со средой, достигая равновесие с ней.

Акопян Л.С. Атлас детских страхов / Л.С. Акопян ; Рос. психол. об-во, Самар. Эльконин Б.Д. Детская психология / Б.Д. Эльконин. – М.

Теории и периодизация развития детской игры. Значение игры в развитии ребенка. Январь 2, в 7: Игра — ведущий тип деятельности ребенка дошкольного возраста. Эльконин подчеркивал, что игра относится к символико-моделирующему типу деятельности, в котором операциональнотехническая сторона минимальна, сокращены операции, условны предметы.

Однако игра дает возможность такой ориентации во внешнем, зримом мире, которой никакая другая деятельность дать не может. Все типы деятельности ребенка дошкольного возраста, за исключением самообслуживания, носят моделирующий характер. Сущность всякого моделирования, считал Д. Эльконин, состоит в воссоздании объекта в другом, не натуральном материале, в результате чего в объекте выделяются такие стороны, которые становятся предметом специального рассмотрения, специальной ориентировки.

Что же составляет предмет этой деятельности? Это — взрослый человек как носитель определенных общественных функций, вступающий в определенные отношения с другими людьми, использующий в своей предметно-практической деятельности определенные правила. Сначала он овладевает им как орудием. Но это орудие отличается от всякого другого орудия. В ситуации человеческих отношений приходится внутренне проигрывать не только всю систему своих действий, но и всю систему последствий своих действий.

Коррекция и профилактика страхов у детей с помощью сказкотерапии

Младший школьный возраст 8. Отделение ребенка от взрослого к концу раннего возраста создает предпосылки для создания новой социальной ситуации развития. В чем же она заключается? Впервые ребенок выходит за пределы своего семейного мира и устанавливает отношения с миром взрослых людей см.

В первом разделе «Проблема детских страхов в психологии» Л.Ф. Обухова , Р.В.Овчарова, А.М.Прихожан, Г.А.Урунтаева, Д.Б. Эльконин и др.).

В раннем возрасте первыми людьми, от которых зависит удовлетворение и контроль удовлетворения либидо ребенка, по мнению психоаналитиков, являются родители [13; 14]. С точки зрения представителей теории привязанности опыт отношений ребенка с родителями в раннем возрасте формирует у него определенный тип привязанности, оказывающий решающую роль в формировании личности ребенка, его познавательной активности, доверия к миру в целом, к другим людям и к себе в частности [17].

Представители теорий социального научения рассматривали влияние близких взрослых на формирование социально адаптивного и адекватного поведения ребенка А. Главными формами социального подкрепления, которые используют близкие взрослые на ранних этапах развития ребенка, являются похвала, внимание и оценка [2]. В гуманистической психологии Э. В отечественной психологии при рассмотрении особенностей детско-родительских отношений исходной идеей становится понятие совместной деятельности со взрослым как главной движущей силы психического развития ребенка А.

Семья как ближайшее социальное окружение удовлетворяет потребность ребенка в эмоциональной поддержке, принятии, уважении и защите Н. Захарова, в которых показано влияние особенностей детско-родительских отношений на формирование страхов у детей дошкольного возраста, описаны основные стили детско-родительских отношений, приводящих к возникновению неврозов и страхов у детей, механизмы возникновения детских страхов и др.

Тип взаимодействия и эмоционального отношения родителей является основным фактором, влияющим на психическое здоровье и психоэмоциональное развитие ребенка. Актуальным остается вопрос взаимосвязи особенностей детско-родительских отношений и механизма возникновения страхов у ребенка дошкольного возраста. С точки зрения А. Спиваковской, он относится к специфическому острому эмоциональному состоянию, это реакция, которая проявляется в опасной ситуации.

Современные исследования подтверждают, что в смене объектов страха отражаются не только особенности познавательного развития дошкольников, но символически и ситуации реальные или нереальные , породившие негативные эмоции и воспринятые как пугающие [7].

Методы преодоления детских страхов

ЭЛЬКОНИН С расширением круга теоретических и экспериментальных исследований в области психологии развития возникает настоятельная необходимость в более четкой ориентации в современном состоянии детской психологии: Традиционный ход в решении такого рода задач — это обобщающий обзор либо в рамках заданного временного интервала, либо в пределах некоторой культурно-исторической традиции основных исследовательских программ и их результатов. На наш взгляд, более плодотворный, но, к сожалению, и более редкий путь — это историко-логическая реконструкция авторской научной программы крупного исследователя в данной области знания.

Преодоление анонимности замыслов и реализации, обнаружение их смыслового единства позволяют восстановить а иногда и впервые выявить самобытный авторский голос, который обнаруживает действительную размерность сделанного в этой области и проблематичность предстоящего.

Мнение ученых По мнению Д. Б. Эльконина, при переходе от дошкольного к Эти отклонения ложатся в основу детских страхов, снижают волевую.

Социальная ситуация развития[ ] На этапе дошкольного возраста социальная ситуация развития характеризуется распадом совместной деятельности ребенка со взрослым. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений посредством сюжетно-ролевой игры. В игре ребенок повторяет действия взрослых, посредством чего реализует тенденцию быть и действовать как взрослый. Постепенно расширяется круг значимых лиц, в который теперь входят сверстники как партнёры по игре.

Посредством сюжетно-ролевой игры происходит развитие разнообразных сфер психической деятельности. Игра является формой социализации ребенка, способствующей ориентировке ребенка в социальных и межличностных отношениях. Эльконин выделял 4 линии влияния игры на психическое развитие ребенка [2]: Ребенок стремится к общественно значимой и одобряемой деятельности, происходит первое соподчинение мотивов, что является первым шагом на пути к их иерархии, обеспечивающей психологическую готовность к школе.

Развитие идеального плана, характеризующегося переходом от внешних действий к действиям во внутреннем плане. Развитие произвольности действий посредством подчинения правилам.

Детская психология

У испытуемых детей присутствуют следующие страхи 2. Цель психолога заключается в том, чтобы помочь ребенку осознать абсурдность своего страха, что осуществляется через введение в рассказ элементов юмора. Детям предлагается рассказать, чего же боится мальчик. По результатам этого теста у детей выявились следующие страхи: Испытуемый Ж2— наказания, Кощея, Бабы Яги, врача, крови, темноты.

Даниил Борисович Эльконин () – выдающийся отечественный ческое содержание различений детского и взрослого .. Чувство страха.

Способы коррекции детских страхов Коррекция представляет собой особую форму психолого-педагогической деятельности, направленной на создание наиболее благоприятных условий для оптимизации психического развития личности ребенка, оказание ему специальной психологической помощи. В настоящее время термин"психологическая коррекция" достаточно широко и активно используется в практике работы, как школы, так и дошкольных учреждений.

А между тем, возникнув в дефектологии, он применялся первоначально в отношении лишь аномального развития. Расширение сферы приложения данного понятия ряд ученых связывает с развитием прикладной детской психологии, с новыми социальными задачами по отношению к подрастающему поколению. Все чаще диагностико-коррегирующую функцию относят к числу существенных, первостепенных в деятельности современного, личностно ориентированного педагога.

Эту функцию воспитатель реализовывает в работе с нормально развивающимися детьми коррекцией аномального развития занимаются патопсихологи, дефектологи, врачи. Эльконин подразделял коррекцию в зависимости от характера диагностики и направленности на следующие формы, такие как симптоматическую и каузальную. Первая направлена непосредственно на устранение симптомов отклонения в развитии, вторая - на ликвидацию причин и источников этих отклонений.

Возникновение детских страхов у дошкольников 4-7лет

Страх основан на инстинкте самосохранения, имеет защитный характер. В самом общем виде эмоция страха возникает в ответ на действие угрожающего стимула. Он всегда подразумевает переживание какой-либо реальной или воображаемой опасности. По характеру — ситуативные и личностные; природные и социальные. По степени реальности - реальные и воображаемые. По степени интенсивности - острые и хронические.

Автором рассказывается какими методиками можно выявить страхи у детей дошкольного возраста. Что такое детские страхи: повод для волнения или просто детские капризы выдумки детей в старании .. Эльконин Д.

Понятие возраста в психологии Понятие возраста включает в себя ряд аспектов: При его применении получают суммарный"общий интеллектуальный показатель". Психолог вычисляет - интеллектуальный коэффициент: В реальной жизни отдельные составляющие возраста не всегда совпадают. Основные группы периодизации развития в отечественной и зарубежной психологии Существуют разные возрастные периодизации развития. В них выделяют разные периоды, эти периоды по-разному называются, различны возрастные границы, так как их авторы в основу заложили разные критерии.

Выготский выделял 3 группы периодизаций: Примером могут служить периодизации, созданные по биогенетическому принципу. Детская сексуальность понимается 3. Фрейдом широко, как все, приносящее телесное удовольствие, - поглаживания, сосание, освобождение кишечника и т. Ребенок получает удовольствие, когда сосет молоко, а в отсутствие пиши - собственный палец или какой-нибудь предмет.

Люди начинают делиться на оптимистов и пессимистов, может сформироваться ненасытность, жадность. Кроме бессознательного"Оно" формируется"Я".

Детские страхи и способы их коррекции у детей дошкольного возраста

Психологические средства коррекции - это способы, действия, направленные на изменение и развитие личности; на преодоление или ослабление недостатков психического развития, нарушений той или иной психической функции; на определенные психологические структуры личности с целью обеспечения полноценного развития и функционирования данной личности. Обратимся к анализу основных методов, направленных на работу с детскими страхами.

К наиболее часто встречающимся методам можно отнести арт-терапию — терапию искусством сказкотерапию, куклотерапию и игровую терапию. Данные методы считаются наиболее эффективными, поскольку являются привычной и любимой деятельностью ребенка.

Д.Б. Эльконин Интерес к психологии детской игры возник у меня в самом начале х годов в ходе страха, замешательства и запутанности.

Это, в свою очередь, создает благодатную почву для возникновения таких состояний, как беспокойство, тревожность, появления различных страхов. Человеку свойственно чего-то бояться, а ребенку тем более. Детские страхи могут получить отголоски и во взрослой жизни. Поэтому большое внимание проблеме страха уделяется в работах отечественных психологов И. Ковалёва и другие , которые отмечают рост числа детей с разнообразными страхами, повышенной возбудимостью и тревожностью.

Детские страхи в той или иной степени обусловлены возрастными особенностями и имеют временный характер. Однако те детские страхи, которые сохраняются длительное время и тяжело переживаются ребёнком, говорят о нервной ослабленности малыша, неправильном поведении родителей, конфликтных отношениях в семье и в целом являются признаком неблагополучия.

Детские страхи

Но только ученые понимают, что это период парадоксов и противоречий, без которых невозможно представить себе процесс развития. О парадоксах детского развития писали В. Соколянский и многие другие.

Д. Б. ЭЛЬКОНИН Том посвящен основным проблемам детской психологии: общим . не привлекали нас сами по себе и только голод, страх и другие.

Содержание коррекционной программы включало в себя два этапа работы: На первом - ориентировочном этапе, идет установление эмоционально-позитивного контакта с ребенком. Второй этап - это этап объективирования конфликтных ситуаций и эмоциональных переживаний. На этом этапе ставятся следующие задачи: Этап контрольного эксперимента предполагал проверку эффективности проводимой с детьми коррекционной программы.

Для этого с детьми контрольной и экспериментальной групп проводилась повторная психологическая диагностика по методикам, и сравнивались результаты констатирующего и контрольного исследования. Повторное обследование детей проводилось в конце марта года. Результаты контрольного эксперимента показали, что у большинства детей, посещающих наши занятия, стали заметны улучшения в эмоциональной сфере.

Для сравнительного анализа проведено сопоставление показателей количества страхов на этапах констатирующего и контрольного исследования приложение 5. На основе данных экспериментальной и контрольной группы построены профили данных по видам исследованных страхов до и после проведения сюжетно-ролевой игры для каждой группы приложение 6.

ШДК: Ночные страхи и кошмары у детей. Противовирусные средства - Доктор Комаровский

Жизнь вне страха не просто возможна, а совершенно доступна! Узнай как победить страх, кликни тут!