Билет 7. Будущее техники: угрозы и перспективы.

Билет 7. Будущее техники: угрозы и перспективы.

  • By
  • Posted on
  • Category : Без рубрики

Так в философии Хайдеггера проблемы техники даются через постановку и экзистенциальное решение общей проблемы бытия. Он критикует метафизическое понимание бытия. Основанием для этой критики является убеждение в том что говорить о бытие можно только в связи с опытом сущего а этот опыт может быть как предельно открытым экзистенциальным так и относительно зауженным эссенциальным. Подлинный опыт сущего настолько богат что всегда конкретен всегда касается человека. Такой опыт сущего имелся считает Хайдеггер на заре философской мысли прежде всего у досократиков. Именно из такого опыта объясняется ключевая по Хайдеггеру идея древней западной философии — феномен она же алетейя — истина в её древнегреческом понимании. Но не всякое лежащее перед глазами есть истинно очевидное феномен алетейя. Лежащее перед глазами присутствует само собой от себя. Если это не феномен это такое лежащее перед глазами которое есть то о чём мы говорим оно опосредовано языком и его логикой. Алетейя — подлинная вещь сама для себя не в кантовском значении.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПЕССИМИЗМ это:

Другое Исторически сложилось два полярных подхода к оценке технико-технологической динамики, а именно: В рамках технического оптимизма, опирающегося на сциентизм, абсолютизируются позитивные перспективы развития техники и технологии. Напротив, сторонники технологического пессимизма в его основе — антисциентизм акцентируют внимание на негативных сторонах технико-технологического развития цивилизации.

Соотношение между этими подхода имеет выражение историческую специфику. Если на первых этапах развития техникознания доминировал технофильский подход, то примерно с середины в. Бергсон доказывал, что техника — одно из проявлений"творческой эволюции", форма существования духовной силы, доминирующей над мировыми процессами.

Например, многие философы связывают с техникой и техническим что технический пессимизм или даже технофобия заменяют райские кущи на.

Философия техники и глобальные проблемы современности Техника как предмет философского осмысления Место техники в системе философского знания. Современная философская мысль сосредоточена во множестве разноообразных предметных дисциплин, каждая из которых имеет свою историю, традиции и определённое место в общей структуре философского знания. В данном множестве есть особая предметная философская дисциплина — философия техники, призванная с позиций научно-мировоззренческого синтеза отвечать на вопросы о сущности техники, возможных перспективах развития на нашей планете глобализирующейся технической реальности, появившаяся в качестве одного из следствий решения актуальных теоретико-мировоззренческих проблем человечества, возникших с появлением индустриального, а затем и постиндустриального общественного укладов.

В таком случае всё то, что мыслилось, мыслится и может быть мыслимо, например техника, заведомо касается объектов, материально- и духовно-практически выделяемых нами в рамках универсума, который объективен, един и единственен, но бесконечно разнообразен, в силу чего в нём есть разные способы бытия в том числе и разумного , а следовательно, различные действительности. Будучи абсолютно действительным для нас, мир в целом существует всегда предметно, т. человека как рода, мироздания как внечеловеческой части универсума.

Выражением содержания этой системы отношений и занято любое мировоззрение, образно же суть этого содержания можно попытаться выразить в виде не имеющей выделенного центра и границ бесконечной сферы, зримо представленной двумя условно разграничивающими эту сферу соотносительными подсистемами и см.

Процесс происхождения философии техники как специфического проявления в становлении общей философии. Сущность истоков и развития философского осмысления техники, экзистенциалистская ее интерпретация, оптимизм и пессимизм"технического мировоззрения". Техника как предмет философского осмысления Место техники в системе философского знания Современная философская мысль сосредоточена во множестве разнообразных предметных дисциплин, каждая из которых имеет свою историю, традиции и определённое место в общей структуре философского знания.

Технофобия – это внутреннее сопротивление, возникающее у людей, когда и его противоположность — технологический пессимизм.

Транскрипт 1 08, август УДК Технический пессимизм и технический оптимизм в оценке перспектив техногенной цивилизации Харланов А. Интегральной характеристикой уникальности духовного мира личности служит его менталитет [2; 6]. Поэтому очень важен анализ влияния неконтролируемого развития техники на ментальность субъекта [3; 4]. Истоки философии техники как самостоятельной философской дисциплины берут свое начало с возрастанием роли техники в обществе в конце начале вв.

Это осмысление в итоге выразилось в двух основных тенденциях техническом оптимизме и техническом пессимизме [7; 14]. Технический оптимизм характеризуется идеализацией техники, переоценкой возможностей ее развития. В нем техника является единственным или первостепенным детерминирующим фактором социального прогресса [5]. Технический пессимизм характеризуется отрицанием, демонизацией и мистифицированием техники.

Представители этого направления проклинают технику как врага человечества и причину всех его бед.

Понятие техники и ее роль в истории философии. Философия техники и ее проблемы. Технофобия и техн

Первоначально формируется в философских и социологических концепциях, выражающих боязнь интеллигентных кругов индустриально развитых стран перед угрозой дегуманизации общества, его духовного оскудения под воздействием все более могущественной техники и резкого усиления роли последней в социально-экономическом развитии Адорно, Маркузе, Мэмфорд, Эллюль и др. Фетишизация техники и ее возрастающих возможностей, согласно Адорно, приводит к отчуждению и овеществлению человека, и его бездуховности, в результате чего технологизация общества предстает как"неудавшаяся цивилизация".

Главная опасность безудержного технического прогресса, утверждает Эллюль, заключается в том, что, будучи созданной в качестве средства подчинения среды человеку, техника сама становится средой, вследствие чего окружающая нас среда предстает как"вселенная Машины", подчиняющая себе и самого человека. Поэтому в современных условиях"техника - фактор порабощения человека".

Ото ставит в повестку дня не отказ от техники как таковой, а радикальное отвержение"идеологии техники", бездумного техницизма. Во второй половине 20 в.

Технический оптимизм характеризуется идеализацией техники, переоценкой Технический пессимизм характеризуется отрицанием, демонизацией и.

Современная философская мысль сосредоточена во множестве разноообразных предметных дисциплин, каждая из которых имеет свою историю, традиции и определённое место в общей структуре философского знания. В данном множестве есть особая предметная философская дисциплина — философия техники, призванная с позиций научно-мировоззренческого синтеза отвечать на вопросы о сущности техники, возможных перспективах развития на нашей планете глобализирующейся технической реальности, появившаяся в качестве одного из следствий решения актуальных теоретико-мировоззренческих проблем человечества, возникших с появлением индустриального, а затем и постиндустриального общественного укладов.

Процесс происхождения философии техники можно понять как специфическое проявление в становлении общей философии, т. В таком случае всё то, что мыслилось, мыслится и может быть мыслимо, например техника, заведомо касается объектов, материально и духовно-практически выделяемых нами в рамках универсума, который объективен, един и единственен, но бесконечно разнообразен, в силу чего в нём есть разные способы бытия в том числе и разумного , а следовательно, различные действительности.

Будучи абсолютно действительным для нас, мир в целом существует всегда предметно, т. Выражением содержания этой системы отношений и занято любое мировоззрение, образно же суть этого содержания можно попытаться выразить в виде не имеющей выделенного центра и границ бесконечной сферы, зримо представленной двумя условно разграничивающими эту сферу соотносительными подсистемами и рис.

Внечеловеческая же подсистема универсума условно мироздание — системная совокупность тех объектов, которые не обладают и не могут обладать отличительными признаками родовой сущности человека. Раскрытие в общей философии содержания означенных соотносительных подсистем универсума, т. Техника же есть то, что всегда напрямую связано с деятельностью, поэтому философия техники появилась в ходе смыслового развёртывания, дифференциации и вычленения праксеологических аспектов общей философии в её более ранних и базовых разделах.

А поскольку философия техники есть именно философия, существует в качестве таковой, то у нее должны иметься как собственный объект, так и собственный предмет осмысления, изначально встроенные в объект и предмет философии в целом. Но, обнаружив себя прежде всего в западноевропейской философской традиции, философия техники до сих пор испытывает трудности со своей объектно-предметной самоидентификацией.

Техника как социальное явление. Техницизм и технофобия.

Технофобия как представление о технике и современная концептуальная установка. Следовательно, все негативные стороны современной цивилизации, как, впрочем, и всего исторического процесса, по мнению технофобов, проистекают из сущности техники как некой демонической, антиестественной и враждебной человеку силы. Технофобия как идея представление , выражающая собой негативное отношение человека к технике, фактически зародилось с самой техникой.

Дело в том, что технику с самого начала можно было использовать как во благо, так и во вред человеку. Поэтому люди всегда неоднозначно относились к ней и довольно противоречиво оценивали результаты технической деятельности. Элементы демонизации техники можно найти еще в первобытном мифе.

Работа по теме: технический оптимизм и пессимизм. и технический пессимизм (технофобия, боязнь техники)) Эти две тенденции.

Одни восторгались и гордились техническими успехами своего времени, технические новшества у них вселяли чувство оптимизма, уверенность в том, что покоряя природу при помощи техники можно полностью удовлетворить все человеческие запросы и ликвидировать все социальные неприятности. У других, напротив, возникло чувство пессимизма, страха перед техническим демоном, опасение за то, что человек будет порабощен машиной, эра роботов сменит эру человека.

Так возникло две тенденции в понимании взаимоотношения техники и общества — технический оптимизм принятие техники, возвеличивание техники и технический пессимизм технофобия, боязнь техники Эти две тенденции имели многочисленные разновидности, которые то набирали силу, то ослабляли свое влияние в различное историческое время. Поподробнее о каждом из этих направлений. Оптимизм - течение совр. Сложилось во 2-й пол. В рамках технического оптимизма абсолютизируются позитивные перспективы развития техники и технологии.

Оптимисты — приверженцы кибертехнологии. Сторонники же технологического пессимизма в основе антисциентизм акцентрируют внимание на негативных сторонах технико-технологического развития цивилизации. Технофобия как идея, выражающая негативное отношение человека к технике зародилась вместе с самой техникой. Технику с самого начала можно было использовать как во благо, так и во вред.

Поэтому люди всегда неоднозначно относились к ней. Та же диалектичность развитие идей техники проявляется во множестве древних мифах миф о вавилонской башне, Дедал-построил лабиринт для минотавра, Икар - преодолел земной притяжение. Мыслители разных идей, направлений не раз высказывали и продолжают высказывать опасение о возможном выходе техники из-под контроля людей.

Дофилософское и раннее философское понимание техники.

В мировоззренческом плане глобальные проблемы есть знаковый сигнал того, что человечество может исчезнуть из бытия как таковое, а эта возможность неосуществима без техники. В философии техники в контексте глобальных проблем различимы противоположные методологические установки, основными из которых являются технологический детерминизм и детерминизм социально-антропологический. При анализе этих установок можно выяснить, что они есть теоретическое следствие принятия исследователями либо метафоры мира в качестве механизма техническое мировоззрение , либо мира в качестве живого организованного целого органицистское мировоззрение.

Особое внимание следует уделить первой из них, поскольку именно её социальные проявления провоцируют сами глобальные проблемы.

Веблен Т. Теория праздного класса. М.: Прогресс, с. [2]. Губанов Н. И., Губано Гносеологический статус и эвристичность категории.

Это открытие изменило мир. Как соучастники мы несем ответственность. Страусиная политика уже становится немыслимой, принцип свободы действий смертельным. Оцениваться, однако, может лишь известное. Эти знания, однако, должны быть достоянием общественности, если необходимо добиться социального признания. Конечно, общественное сознание сильный двигатель политического развития.

Страница отсутствует

Запрашиваемая вами страница удалена или перемещена Не отчаивайтесь. Впишите вставьте название документа или интересующие вас ключевые слова в поисковую форму и нажмите кнопку"Поиск", либо воспользуйтесь навигационным меню в левой колонке.

именно:"технический оптимизм" (технофилия) и"технический пессимизм" (технофобия). Отметим их особенности. В рамках технического оптимизма.

Более подробно техника использования матрицы многокритериальной оценки изложена в учебном пособии на стр. Стремительное развитие техники обусловило ее всеобъемлющее влияние на современный мир. Воздействие техники испытывают такие социальные сферы, как экономика, экология, наука, политика и даже искусство. Как феномен техника выступает в виде машин и орудий, но сегодня также — как технические сооружения и даже техническая среда.

В отличие от феноменальных описаний, используемых в философии техники как эмпирический материал, анализ сущности техники — это ответ на такие фундаментальные вопросы, как: Разумеется, обозначенный перечень вопросов следовало бы, с нашей точки зрения, расширить, например, отметить специфику формирования теоретического уровня технического знания, включить вопрос о фило-софских основаниях этого знания.

Первоначально формируется в философских и социологических концепциях, выражающих боязнь интеллигентных кругов индустриально развитых стран перед угрозой дегуманизации общества, его духовного оскудения под воздействием все более могущественной техники и резкого усиления роли последней в социально-экономическом развитии Адорно, Маркузе, Мэмфорд, Эллюль и др.

Билет 7. Будущее техники: опасности и перспективы

Конспект лекций учебное пособие Под редакцией Н. Философия экзистенциализма, как и философия жизни, относится к иррационалистическому типу неклассической философии. Особенностью решения теоретико-мировоз-зренческих проблем здесь является попытка раскрытия содержания предмета философии методом апелляции к некоторой иррациональной подоснове универсума, проявляющейся исключительно в индивидуальном эмоционально переживаемом человеческом существовании, как экзистенция.

Всё сущее видится сторонниками такого способа философствования в аспекте до конца не вербализуемого личностного существования; самим этим существованием запрещается мыслить в нормативном эссенциалистски-философском ключе; осмысление сущего ведётся через переживание феноменов заброшенности и озабоченного нахождения между рождением и смертью. Таким образом, всякое присущее бытию сущее, например техника, осмысливается в просвете экзистенции, т.

Так, в философии Хайдеггера проблемы техники даются через постановку и экзистенциальное решение общей проблемы бытия.

Отношение технического, практического и теоретического знания. Три исходные парадигмы Технологический пессимизм, или технофобия. Ценность.

На первых этапах развития технознания вплоть досередины в. Так проявляется противоречивая сущность техники и технического прогресса.

Разведопрос: Константин Сёмин про образование и многое другое

Жизнь вне страха не просто возможна, а совершенно доступна! Узнай как победить страх, кликни тут!