± 8 ±Теория научения:Павлов, Уотсон и Скиннер

± 8 ±Теория научения:Павлов, Уотсон и Скиннер

  • By
  • Posted on
  • Category : Без рубрики

Глава 6 В поисках объективной науки Джон Уотсон В е гг. Оглядываясь на недавнее прошлое, они в полемическом задоре утверждали, что психология примерно с х до х гг. Это видение истории психологии, в целом ложное, содержит интересный элемент правдивости. Он заключается в том, что психология сконцентрировалась на методах как на том, что позволит ей стать наукой, и это имело серьезные последствия для полученного знания. Самым очевидным результатом было широкомасштабное исключение из исследований в США таких тем, как мышление и воображение. В Европе в период до Второй мировой войны такого не было. Самым ярким образом эта тенденция отразилась в направлении, называемым бихевиоризмом в британской орфографии и — в американской.

Фабрика страха доктора Уотсона

Ясно, что фактор созревания следует принять в расчет, чтобы понять защитные реакции ребенка. Многие соглас- 1 Обратный порядок проявляется в поведении солдат, которых изучали Гринкер и Шпигель: Симондс, Динамика человеческого приспособления, Нью-Йорк, Реакции организма, наблюдаемые при страхе, могут быть совершенно иными, чем при тревоге, вследствие того обстоятельства, что эти реакции соответствуют различным психологическим уровням личности.

Когда Том, у которого была фистула желудка, столкнулся с конкретной опасностью — раздраженный врач мог обнаружить, что он сделал ошибку, — активность желудка Тома была подавлена, а психическое и физиологическое состояние его было таким же, как при известном состоянии готовности к бегству2. Но когда Том находился в состоянии тревоги и не мог заснуть ночью, беспокоясь о том, как долго еще будет продолжаться его работа в больнице, его нейрофизиологические реакции были совершенно противоположными:

Глава: Теория Уотсона. ВУЗ: КГУКИ. продемонстрировал, что можно сформировать реакцию страха на нейтральный стимул.

Направления, теории и концепции Сторонники бихевиоризма верят в то, что природа человека пассивна, что он просто реагирует на раздражители внешней среды научением как классическим, так и оперантным. По сути, каждый индивид представляет собой чистый лист бумаги, а его поведение есть результат позитивного либо негативного подкрепления. В наши дни бихевиоризм не столь широко популярен, как в середине прошлого столетия, но его влияние по-прежнему заметно в методах родительского воспитания, педагогических методиках, дрессуре и коррекции асоциального или неадаптивного поведения.

Когда мальчику было тринадцать лет, отец ушел из семьи, и в дальнейшем детство Джона проходило на ферме - в бедности и одиночестве. Позже Уотсон вспоминал, что плохо учился и был неуправляемым ребенком и все окружающие считали, что ему уготована судьба его отца, который вел безалаберную и разгульную жизнь. Однако в шестнадцать лет он поступил в Университет Фурмана. По окончании университета молодой Уотсон поступил в Чикагский университет, выбрав в качестве специализации философию и психологию.

К году Джон, окончательно забросив философию, защитил докторскую диссертацию в области психологии, а в м начал преподавать экспериментальную и сравнительную психологию в Университете Джона Хопкинса. К этому времени в голове Уотсона уже сформировались идеи, позже ставшие основой для принципиально новой психологической теории - теории бихевиоризма.

Глава 6 В поисках объективной науки

Сначала экспериментаторы проверили реакции Альберта, показывая ему белую крысу, разнообразные маски, горящую газету и хлопковую пряжу. Затем Уотсон с ассистенткой приступили к формированию реакции страха. Громкий звук пугал Альберта. Фото с сайта .

Бихевиоризм (англ. behavior — поведение) — это систематический подход к изучению Методологический бихевиоризм: бихевиоризм Уотсона утверждает, что Биологический бихевиоризм: пост-скиннеровский, сосредотачивается на перцептивном и моторном модулях поведения, теории поведенческих.

Уотсон начинал свою научную деятельность в центре функциональной психологии - Чикагском университете, под руководством Д. После защиты докторской диссертации он по приглашению Д. Болдуина стал профессором университета Джона Гопкинса в Балтиморе, где заведовал кафедрой и лабораторией экспериментальной психологии. Импульсивный и легко увлекающийся Уотсон стремился дисциплинировать себя.

Возможно, этим объясняется и его активная исследовательская деятельность, и его концепция научения, игнорировавшая любые эмоциональные контакты с обучаемым. Тем не менее собственная неуравновешенность часто мешала ему и в работе, и в личной жизни; она же привела к конфликту с руководством университета. Находясь под влиянием философии позитивизма, Уотсон доказывал, будто реально лишь то, что можно непосредственно наблюдать.

Отсюда и главная формула Уотсона, воспринятая бихевиоризмом: Из этого вытекало, что процессы между стимулом и реакцией - будь то физиологические нервные или психические - психология должна устранить из своих гипотез и объяснений.

Бихевиоризм - это что такое? Бихевиоризм в психологии, его представители

Возрастные особенности переживания страха. Факторы, влияющие на возникновение страха Глава 6. Методы коррекции страха Заключение Аннотация Тема курсовой работы: Актуальность темы курсовой работы обуславливается тем, что чувство страха присуще всем высшим животным и еще в большей мере свойственно человеку. Животное может бояться лишь конкретных опасностей, человек же благодаря своему воображению страшится еще и мнимых бед, большинство из которых создает он сам.

Создать новый страх легко, убить же его трудно именно из-за его нематериальности.

Один из таких ученых по имени Джон Уотсон (J. В. Watson) выдвинул научную теорию психологии поведения, получившую название теории бихевиоризма. . Уотсон и Рейнер решили усилить его реакцию страха на собаку и.

Уотсона Данные об экспериментальном формировании поведенческих реакций были использованы психологами-бихевиористами. Главная детерминанта, определяющая направление психического развития ребенка, — это воздействия окружающей среды. Он исходил из того, что у человеческих детенышей всего три врожденные формы поведения реакции: Постепенно над этими инстинктивными реакциями надстраиваются условные реакции, и возникает расширяющийся поток поведения. Из всех возможных реакций отбираются и закрепляются те, которые способствуют наилучшей адаптации к условиям жизни.

Уотсон экспериментально показал, как на основе безусловного реагирования у ребенка может возникать реакция страха на новый стимул. Несколько повторений громкого звукового сигнала в сочетании с показом крысы привели к тому, что, как только показывали животное, мальчик начинал плакать и стремился скрыться, что свидетельствовало о выработке реакции сильного страха обусловленной реакции. К тому же реакция страха у Альберта распространилась на множество предметов- стимулов, в чем-то сходных с крысой, включая кролика, шубу, вату, белые волосы и бороды.

Такой способ объективного экспериментального подхода к исследованию детской психики, без учета возможных негативных последствий, вызвал широкую критику.

Великие психологические эксперименты: «Маленький Альберт»

Уотсон начинал свою научную деятельность в центре функциональной психологии - Чикагском университете, под руководством Д. После защиты докторской диссертации он по приглашению Д. Болдуина стал профессором университета Джона Гопкинса в Балтиморе, где заведовал кафедрой и лабораторией экспериментальной психологии. Импульсивный и легко увле-кающийся Уотсон стремился дисциплинировать себя. Возможно, этим объясняется и его активная исследовательская деятельность, и его концепция научения, игнорировавшая любые эмоциональные контакты с обучаемым.

Эта теория сослужила плохую службу исследователям страха, поскольку они часто . Изучая эмоции младенцев, Джон Б. Уотсон, среди прочего.

Данные об экспериментальном формировании поведенческих реак- ций были использованы психологами-бихевиористами. Главная детерминан- та, определяющая направление психического развития ребенка, — это воздействия окружающей среды. Он исходил из того, что у человеческих детенышей всего три врожденные формы поведения реакции: Постепенно над этими ин- стинктивными реакциями надстраиваются условные реакции, и возникает расширяющийся поток поведения.

Из всех возможных реакций отбираются и закрепляются те, которые способствуют наи- лучшей адаптации к условиям жизни Уотсон экспериментально показал, как на основе безусловного реагирования у ребенка может возникать реакция страха на новый стимул. Несколько повторений громкого звукового сигнала в сочетании с показом крысы привели к тому, что, как только показывали животное, мальчик начинал пла- кать и стремился скрыться, что свидетельствовалоо выработке ре- акции сильного страха обусловленной реакции.

К тому же реак- ция страха у Альберта распространилась на множество предметов- стимулов, в чем-то сходных с крысой, включая кролика, шубу, вату, белые волосы и бороды. Такой способ объективного эксперимен- тального подхода к исследованию детской психики, без учета воз- можных негативных последствий, вызвал широкую критику. Позже были разработаны этические нормы поведения психологических исследований и поставлен вопрос о соблюдении психологом профес- сиональных этических принципов1.

Исходя из результатов экспериментов с младенцами, бихевио- ристы подчеркивали важность особой организации среды стимуля- ции , чтобы контролировать поведение ребенка, предсказывать воз- можные реакции, вызывать желательные формы поведения и избегать появления и закрепления неподходящих страхов, капри- зов, избалованности. Уотсон мечтал о глубокой разработке научного подхода к воспитанию и писал об этом в свойственной ему радикальной манере:

Бихевиористская теория Д. Уотсона о формировании поведения ребенка.

После обуславивания реакции страха, Альберт боялся не только белую крысу, но широкого спектра похожих белых объектов, включая пушистую шубу Рейнор и бороду Санта-Клауса, которую надевал Уотсон. Критика эксперимента В то время как эксперимент является одним из самых известных в психологии и входит почти в каждый вводный курс психологии, он также широко подвергался критике по нескольким причинам.

Во-первых , процесс не был тщательно построен и зафиксирован. Исследователи полагались на свои субъективные интерпретации. Уотсон и Рейнер не отслеживали как дальше развивался мальчик. Во-вторых, эксперимент также вызывает множество этических проблем.

Уотсоном была выработана устойчивая реакция страха у месячного И это, пожалуй, является самым слабым звеном в теории бихевиоризма.

Мак-Дауголл предложил понимание страха как инстинкта. Особенность инстинкта страха, с точки зрения этого автора, в том, что ему соответствует такой тип инструментальной активности, как бегство. Мак-Дауголл подчеркивал значение вторичных эмоций, возникающих в результате одновременного проявления или объединения нескольких базовых инстинктов. Например, проявляющимся одновременно базовым инстинктам бегства и любознательности соответствует вторичная эмоция, объединяющая страх и удивление.

Позже в дифференциальной теории эмоций К. Из этого вытекает и понимание им возникновения сложных чувств в результате синтеза нескольких диспозиций и других психических образований. Мак-Дауголл считал, что главными являются чувства, связанные с Эго человека.

Эксперимент Дж. Уотсона"Маленький Альберт"

Поведение, активность человека как предмет бихевиоризма — это все поступки и слова, как приобретенные, так и врожденные, то, что люди делают от рождения и до смерти. Поведение — это всякая реакция в ответ на внешний стимул, посредством которой индивид приспосабливается. В результате поведение трактуется механистически, поскольку сводится лишь к его внешним проявления.

Далее Уотсон обнаружил, что обусловленная реакция страха белых мышей очень легко распространялась на Теория классического обусловливания.

Основатель бихевиоризма — американский психолог Джон Уотсон — С точки зрения бихевиоризма предметом психологии как науки может быть только то, что доступно внешнему наблюдению, т. В качестве принципа научного подхода бихевиоризм признает принцип детерминизма — причинно-следственное объяснение событий, явлений. Бихевиористы определяют поведение как совокупность реакций организма, обусловленных воздействием внешней среды.

Схема — означает, что стимул порождает некоторое поведение организма. Опираясь на данный вывод, Д. Уотсон представил научную программу, цель которой — научиться управлять поведением. В лабораториях ставилось большое количество экспериментов на животных, преимущественно на белых крысах.

James Watson: How we discovered DNA

Жизнь вне страха не просто возможна, а совершенно доступна! Узнай как победить страх, кликни тут!